Противокорабельные ракеты
Самым важным оружием Ирана в регионе являются его противокорабельные ракеты, которые позволяют удалённо атаковать морские суда, не сильно при этом подставляясь под огонь противника. Следующий параграф даёт их обзор от наименьших до наибольших.
C-701 и их производные
Это малые ракеты класса воздух-земля, разработанные в Китае для атаки малых судов водоизмещением меньше 200 тонн. Ракеты дозвуковые и имеют малую дальность полёта – не более 20 километров, однако их малая высота полёта, менее 20 метров, и постоянно развивающаяся система наведения, гарантируют высокий уровень точности попадания – свыше 95 процентов. По всей видимости, Китай производит спецверсию с улучшенной системой наведения для внешнего рынка, которая называется C-703. Иран самостоятельнопроизводит ещё одну версию, разработанную для запуска с наземного транспорта (и возможно с морских судов) под названием Kowsar. При дальнейшем улучшении системы наведения, официальные представители Ирана говорят, что эта версия ракет сможет противостоять электронным помехам. Из-за своей малой дальности, это семейство ракет вне границ Ирана должно размещаться или на летательных аппаратах, или запускаться с морского судна. Всё это требует определённой степени превосходства в воздухе для обеспечения устойчивого их использования во время военного конфликта.
Kowsar, скорее всего, был оружием, использовавшимся для поражения INS Hanit в 10 морских милях от Бейрута в 2006 году. Израильский корвет (более 1000 тонн водоизмещением) был серьёзно повреждён, но остался на плаву. Спорным аспектом в этом событии являлось то, что автоматические системы противоракетной обороны на борту корвета были выключены, таким образом, остаётся неизвестным, насколько успешно Kowsar может преодолевать такого рода защиту.
C-704 и Nasr-1
Это старший брат С-701, с аналогичной скоростью, крейсерской высотой и точностью. Главным отличием является её размер, способный переносить боеголовку весом в 130 килограмм, что в 4 раза больше C-701, и таким образом, может являться угрозой для судов водоизмещением до 4 тысяч тонн. Другим отличием является дальность, которая составляет свыше 30 километров. Главной особенностью ракеты может являться её низкая стоимость по сравнению с другим оружием, способным атаковать суда такого же водоизмещения. Количество единиц, приобретённых Ираном у Китая, остаётся неизвестным.
В 2008 году Иран успешно запустил самостоятельно построенную ракету Nasr-1, которая, похоже, является доработанной версией C-704, с более мощной боеголовкой (150 килограмм) и несколько большей дальностью. Иранские газеты, цитируя официальные источники, утверждали, что Иран в настоящее время производит их в массовом порядке; сколько именно ракет было произведено, до сих пор остаётся открытым вопросом.
Актуальность этому классу ракет малой дальности придаёт их число. Хотя трудно найти точные цифры, некоторые доклады указывают о наличии более чем 300 единиц на начало 21 века, ещё до того, как Nasr-1 и Kowsar поступили в производство.
C-601 и другие ракеты класса Шелкопряд
Это класс очень больших ракет, разработанных в Китае на основе оригинальной советской конструкции. Во время ирано-иракской войны китайцы продавали их обеим сторонам. Обычно эти ракеты несут боеголовку весом в полтонны и имеют дальность свыше 150 километров. Ранние версии ракет не отличались точностью (вероятность поражения около 70 процентов) и сегодня имеют мало шансов против современных защитных систем. Китай продолжает поставлять улучшенную версию этих ракет (C-201) на Ближний Восток; в 1998-м продажи Ирану этого оружия официально прекратились, однако сегодня Иран имеет возможность производить их самостоятельно.
C-802 и Noor
Ракеты C-802 являются высокоточными ракетами с большой дальностью, разработанными в Китае. Это 2-ступенчатая ракета с крейсерской скоростью чуть ниже 1 Маха (скорость звука), кроме того, автопилот может снизить высоту полёта ниже 10 метров при спокойном море. Ракета очень устойчива к электронным помехам и обладает низкой радиолокационной заметностью; точность ракеты составляет свыше 98 процентов. Она несёт 165-килограммовую боеголовку, способную поражать корабельную броню. Имея дальность полёта в 200 километров, C-802 является опасным оружием, предоставляющим своему владельцу серьёзные военные перспективы.
В 1991 году Иран заказал у Китая 150 C-802. Поставки в 1996 году, после того, как уже было доставлено 60 ракет, под давлением США прекратились, что свидетельствует о важности этого оружия.
Несмотря на приостановку поставок из Китая, Ирану удалось разработать свою собственную версию этой ракеты под названием Noor, в которой, возможно, были произведены улучшения. Число их неизвестно, однако известно, что это оружие производилось несколько лет. Это один из тактических вопросов Ормузского залива: сколько у Ирана ракет Noor и насколько они точны.
SS-N-22 Москит
Это самое важное морское оружие, имеющееся в распоряжении у Ирана. Изначально названные «Москит», эти ракеты были разработкой СССР времён окончания холодной войны, созданные специально для того, чтобы преодолевать противоракетную оборону НАТО. Во-первых, ракета очень быстрая, разгоняется до 3 Маха на большой высоте и до 2.2 Маха у поверхности; на максимальной скорости она может пересечь Ормузский пролив менее чем за минуту. Во-вторых, она может выполнять случайные изменения курса при приближении к цели, тем самым сильно затрудняя автоматическую защиту при вычислении её траектории. Это большая ракета, которая весит 4,5 тонны, способная доставлять боеголовку весом в 320 килограмм; её дальность в разных источниках указывается по-разному, однако современные версии могут достигать дальности в 100 километров. Эта технология была унаследована Россией, которая продолжает её улучшать, производя всё более продвинутые версии. Это семейство ракет обычно называют самым смертельным существующим морским оружием с точностью попадания свыше 99 процентов.
Посетив в 2001 году Москву, министр обороны Ирана был достаточно впечатлён демонстрацией этих ракет, чтобы заказать для своей армии нерезглашаемое их количество. Иран, безусловно, имеет это оружие, но в каком количестве и какие именно версии, остаётся неизвестным. Был ли заказ в 2001 году одним-единственным, или Иран продолжает их покупать?
В первые годы прошлого десятилетия, когда стало известно, что Россия продаёт эти ракеты в Китай, Индию и Иран, существовали предположения, что НАТО не имеет эффективной от них защиты. К этому времени о них известно уже более двух десятков лет, и конечно у НАТО было время, чтобы их изучить, и придумать пути защиты от такого оружия.
Тем не менее, силы НАТО в бою никогда не противостояли такому оружию, и учитывая короткие дистанции в заливе, и возможность того, что Иран использует несколько из них при одновременной атаке, весьма разумным было бы предположить, что такие ракеты смогли бы нанести серьёзный ущерб.
Баллистическая ракета Khalij Fars
Около года назад баллистическая ракета Khalij Fars официально была представлена прессе. Она способна нести 650-килограммовую боеголовку, имеет максимальную скорость более чем 3 Маха, и максимальную дистанцию в 300 километров.
Кроме воздушных ракет, Иран также обладает торпедами, о которых стоит упомянуть.
Торпеда Hoot
Это ещё одно оружие, которое свидетельствует о способности Ирана производить вооружения. Hoot является суперкавитационной торпедой, что означает, что она проходит свой путь под водой в газовом пузыре, что значительно снижает трение. Она гораздо быстрее любой торпеды, используемой НАТО, и может развивать скорость до 200 узлов (370 км/ч; прим. mixednews), что усложняет задачу по защите от неё. Она очень напоминает Шквал, оборонительную торпеду, разработанную в Советском Союзе, которая до сих пор производится в сегодняшней России; но в этом случае нет никаких сообщений о том, что Иран когда-либо приобретал оригинал. Утверждая, что совершенно независимо разработал собственную конструкцию, Иран успешно испытал эти самостоятельно построенные ракеты. Несмотря на свою впечатляющую скорость, относительно эффективности этих торпед остаётся неопределённость. Её дальность должна быть относительно небольшой, и она должна быть достаточно шумной, чтобы засечь её уже при запуске. Как и со всем оружием производства Ирана, главной угрозой может оказаться число таких торпед на вооружении.
ВМФ
Часть противокорабельного оружия Ирана требует размещения на военных судах, таким образом, ВМФ Ирана является ещё одной частью головоломки.
Подводные лодки
Основной подводный флот Ирана состоит из сверхмалых подводных лодок. Этот класс судов, как первоначально считалось, должен был использоваться для операций проникновения, однако в Ормузском проливе и Персидском заливе им нашли другую роль. Их малый размер позволяет им маневрировать на мелководье северного берега залива, а также усложняет их обнаружение сонарами. В последние годы Иран построил 17 субмарин класса Ghadir, которые способны нести торпеды Hoot. Прибавьте к этому старые субмарины класса Yugo, построенные Северной Кореей по югославским чертежам. В неглубоких иранских водах эти малые суда трудно будет обнаружить, и они способны разворачивать минные поля и пускать торпеды без того, чтобы быть мгновенно обнаруженными.
В начале 1990-х годов Иран приобрел у России 3 подводные лодки класса Kilo. Они примерно в два раза больше субмарин Ghadir, и задуманы специально для противокорабельных операций на мелководье. Они построены с использованием специальных плиток, которые искажают и поглощают звук, что затрудняет их обнаружение с помощью сонара на больших расстояниях.
Ракетные корабли
Это небольшие и быстрые наступательные корабли, задуманные для околобереговых операций. Иран обладает 10 судами класса Houdong, построенными в Китае, и способными оснащаться 8 ракетами большого размера. В конце 1970-х Иран заказал 12 канонерских лодок класса Kaman, из которых десять всё ещё находятся в эксплуатации. В последние годы Иран смог построить копии, названные лодками класса Sina. Эти 14 мелких судов несут 4 пусковые установки среднеразмерных противокорабельных ракет каждый.
Быстроходные катера
Это очень мелкие суда с двумя торпедными аппаратами. Чтобы стать эффективными, им необходимо подойти сравнительно близко к своей цели, чем достаточно серьёзно подставить себя под огонь противника. В части эффективности (как при приближении для атаки, так и для отходного манёвра) они полагаются на скорость. У Ирана есть свыше 70 судов класса Peykaap, часть из которых является судами собственного производства и ещё 10 единиц класса Tir. Обе эти модели, как сообщается, имеют максимальную скорость свыше 50 узлов (свыше 90 км\ч). Более новая версия, Peykaap-II, оснащается двумя ракетными установками.
В 2012 году Иран ввёл в эксплуатацию 12 наступательных катеров, вдохновлённых спортивными скоростными судами, которые могут развивать скорость до 70 узлов (около 130 км\ч). Названные Zolfaqhar, кроме торпед они могут нести две малые ракетные установки для ракет класса Kowsar. Иранские власти сообщили прессе, что массовое производство таких скоростных лодок началось в 2011 году; точное число лодок у ВМФ Ирана остаётся неизвестным.
Другие суда
У Ирана есть несколько крупных судов, на которые также можно использовать противокорабельные ракеты. Они сами по себе являются достаточно легкой добычей, поэтому их роль в вооружённых конфликтах является неопределенной. В последние годы Иран построил три фрегата на основе конструкции трёх фрегатов, купленных и Британии до революции; к этому можно добавить три корвета, приобретённых в 1960-х годах. Также у Ирана имеется 6 береговых патрульных катеров, 2 минных заградителя, 14 кораблей на воздушной подушке, и свыше 20 десантных кораблей. Ещё у него есть более 80 прибрежных сторожевых корабля различных размеров, некоторые из которых построены самим Ираном.
ВВС
Противокорабельные ракеты также могут быть размещены на летательных аппаратах, и у Ирана имеется достаточно длинный список самолётов, которые для этого подходят. Кроме того, ВВС также могут выполнять критически важную роль в защите ВМС Ирана и его берегов от военно-воздушных сил НАТО. Ниже приведён очень сжатый список по категориям:
* Превосходство в воздухе – 60 или более реактивных истребителей, среди которых 25 недавно обновленных МИГ-29, 25 или больше F-14 Tomcat и 10 Mirage F1.
* Многозадачность – более 150 реактивных истребителей, из которых 140 являются истребителями F-4 и F-5 1960-х годов, плюс неизвестное количество самолётов отечественной разработки Saeqeh (копия F-5).
* Перехват – 20 истребителей Chengdu J-7.
* Авиаподдержка – 13 реактивных истребителей Су-25.
* Штурмовая авиация – 32 Су-24 плюс неизвестное количество Azarakhsh (первая попытка со стороны Ирана скопировать F-5; в разработке с 1997 года).
* Вертолёты – более 50 аппаратов разных конструкций и назначения, в основном, построенных в США ещё до революции.
Наряду с этим существуют и некоторые примечательные модели:
* Chengdu J-10 – это современный многоцелевой истребитель, производящийся в последние годы в Китае. С максимальной скоростью свыше 2 Маха, оперативной дистанций около 2500 км и будучи очень маневренным, это истребитель вполне в состоянии на равных противостоять таким боевым самолётам НАТО, как истребители F-18. В сфере самолётов без технологии стелс, это один из самых лучших вариантов в плане технологий за такие деньги, существующих на рынке на данный момент. Иран приобрёл две эскадрильи (24 единиц), которые были поставлены в период между 2008 и 2010 годами.
* Chengdu/PAC JF-17 Thunder – это многоцелевой истребитель, разработанный в Китае в соответствии с конкретными требованиями пакистанских ВВС. С оперативной дальностью в 1300 км, и максимальной скоростью в 1.6 Маха, этот самолёт не так мощен, как J-10, но он намного дешевле. Иран заказал неустановленное число этих истребителей у Китая в 2003 году. Из-за особенностей требований заказчика, Китай переименовал эту версию реактивных истребителей в FC-1. Их производство началось в 2006 году, и с тех пор о них мало что было известно.
* Су-30 – появился в качестве советского ответа американскому F15E Strike Eagle; разработанный в конце холодной войны, он был задуман прежде всего для миссий по затруднению действий противника. При дальности около 3 тысяч километров и максимальной скоростью в 2 Маха, этот истребитель способен поражать любые другие современные военные самолёты. Несколько лет назад в израильских СМИ появились новости о том, что Иран заказал у России 250 этих истребителей; этот заказ так никогда и не был подтверждён другими источниками, а такие объёмы должны были бы вызвать больше внимания. В 2008 году израильские журналисты вновь утверждали, что наблюдали эскадрильи Су-30 во время военных учений Ирана, и снова эти утверждения никем не были подтверждены. Хотя кажется маловероятным, что у Ирана есть сотни таких самолётов, кажется возможным, что среди всех материалов военного назначения могли оказаться и эти боевые машины. В случае, если Иран обладает хоть каким-то значимым их количеством, скажем, хотя бы двумя эскадрильями, военная операция в регионе станет совершенно другой. Это одна из главных загадок на шахматной доске Ормузского пролива.
ПВО
Завершает список значимого оружия Ирана противовоздушная оборона. По нему можно определить, насколько хорошо Иран может защитить свои военные силы на побережье Персидского и Оманского заливов.
Mersad, Shahin и Shalamche
В 2010 году иранские власти с соответствующей случаю торжественной демонстрацией объявили о начале серийного производства оборонных систем Mersad. Это полностью цифровой радар и система контроля, связанная с площадкой для запуска ракеты Shahin. Эту ракету также производит Иран, который обновил американскую ракету Hawk, увеличив дистанцию и повысив максимальную высоту, на которую ракета может добраться с максимальной скоростью в 2.6 Маха. Разработка этой системы была непрерывной и в течение 2011 года, после чего новая версия ракеты была успешно испытана. Получившая название Shalamche, ракета имеет максимальную скорость 3 Маха и радиус действия 40 километров; она способна поразить цель, находящуюся в 30 километрах менее чем за 30 секунд.
С-300 и Bavar-323
С-300 является отвечающей современным требованиям системой ПВО, изначально разработанной СССР в 1970 годах. Система была унаследована Россией, которая продолжает её дальше развивать и улучшать, и продаёт её многим клиентам по всему миру. По сути, система является транспортным грузовиком-полуприцепом с радаром, подсистемой управления огнём и набором ракет земля-воздух. Современные версии системы могут отслеживать до 100 целей, будь то самолёты или крылатые ракеты и атаковать одновременно 12 целей в радиусе 150 километров. После множества предположений о возможной сделке между Ираном и Россией, обе стороны в 2009 году подтвердили скорое начало поставок. Год спустя Россия заморозила все оружейные продажи Ирану в рамках резолюции ООН, и поставки не были завершены. Сколько именно систем было поставлено, и были ли они поставлены вообще, не разглашается, но точно можно сказать, что возможное поставленное их число не является достаточным, поскольку Иран немедленно начал разработку собственной версии. Иран позже утверждал, что приобрёл несколько дополнительных единиц и Беларуси и у другого неустановленного продавца. Ходят слухи о приобретении таких систем у Ливии.
Вслед за фиаско с первоначальной сделкой, Иран начал разрабатывать собственную версию системы ПВО. Ориентируясь на свой опыт строительства систем малой и средней дальности, Иран смог закончить первый прототип Bavar-323 в прошлом году. До этого момента о серийном выпуске системы объявлено не было.
S-200 и Fajr-8
Другая древняя система, разработанная в СССР, и проданная Ирану, теперь производится им самостоятельно. Россия постоянно развивает систему, которая состоит из радаров, системы управления, и пускового ракетного комплекса. Современные версии систем могут стрелять 7-тонными ракетами на дальность до 300 километров, на высоту до 40 километров и могут лететь в 7 раз быстрее скорости звука. Иран в течение многих лет производит собственную версию под названием Fajr-8, о которой почти ничего не известно, за исключением того, что это улучшенная версия С-200. При возможном военном сценарии в Ормузском проливе, эти ракеты могут не сыграть важной роли, однако способны предоставить Ирану возможность защитить себя от нападения с воздуха на большой высоте.
Помимо этого, Иран обладает еще множеством ракет земля-воздух, частично приобретённых у России и Китая, частично собственного производства. Они варьируются от небольших ручных противовертолётных зенитных ракет до систем ПВО с большими ракетами, предназначенными для поражения целей на длинных дистанциях. Оперативное число большинства из них остаётся неизвестным.
Резюме
Бо́льшая часть военной техники Ирана устарела, и в эксплуатации находится множество устаревших дореволюционных систем. Иран годами изучал то, как можно перепроектировать и воспроизвести эти технологии, и теперь имеет на вооружении значительное число таких систем. Эти доморощенные технологии часто публично демонстрируются на военных учениях и восхваляются иранскими политиками и военными. Некоторых из таких вооружений достаточно опасны, в частности, сверхмалые подводные лодки, способные работать на мелководье. Другие, вроде скоростных катеров с ракетным вооружением, в значительной степени остаются «тёмной лошадкой». Эти простые технологии являют собой серьёзную опасность, если они представлены в большом количестве. И возможно позволят Ирану некоторое время выдерживать военный натиск в проливе.
И есть ещё множество современных систем, приобретённых в последние годы у России и Китая. Что касается них, то открытая информация об этом остаётся скудной, и иногда даже противоречивой, поскольку множество сделок проводятся в режиме секретности. Число и характеристики этих технологий в большинстве случаев остаются неизвестными, что препятствует чёткому пониманию истинной военной мощи Ирана. Является ли эта неопределенность лишь частью попытки Ирана создать образ большей военной силы, которой он обладает на самом деле? Или это часть стратегии по защите закупок вооружения от Запада? В любом случае, нескольких видов вооружений, имеющихся в распоряжении у Ирана, вроде ракет Москит, систем ПВО С-300, или истребителей J-10, достаточно для дискредитации любой идеи о немедленном превосходстве сил НАТО над Ираном.
Комментариев нет:
Отправить комментарий