вторник, 20 марта 2012 г.

А вот это уже интересно. Хоть и несколько запоздало...

Нельзя перекидывать сегодняшние нравы в день вчерашний

На днях посмотрел широко рекламируемый фильм "Девятая рота". Заявляю со всей определенностью: в нем показана не та Советская армия, которую я знал!
Вся моя прошедшая трудовая жизнь - это служба в армии, а если точнее - в Национальной народной армии ГДР. И по долгу службы я имел частые, а периодически и длительные деловые контакты с офицерами Советской армии, имел возможность наблюдать за боевой работой частей и подразделений советских войск в ходе всевозможных совместных учений и тренировок. А в самом начале моей военной службы советские летчики-инструкторы учили меня летать, советские механики обслуживали наши самолеты, рядовые сидели за рулем бензовозов. Вот с такими ребятами я выкуривал не одну самокрутку с крепкой русской махоркой.
Не идеализируя СА, я всю жизнь относился к ней с большим уважением. Ее личный состав обладал отличными военно-техническими знаниями, отработанными навыками и, как правило, впечатляющими человеческими качествами. Именно таким мне запомнился типичный советский офицер, на котором держалась боевая мощь и моральный дух СА. Об этом я вспомнил после просмотра фильма "Девятая рота". Думаю, что его авторы перевели сегодняшнее состояние общества, моральный облик сегодняшней молодежи и некоторые черты современной армии России в день вчерашний. Точнее, сегодяшний образ мышления, сегодняшние манеры и нормы поведения вставлены в военно-политическую обстановку восьмидесятых годов прошедшего столетия. Поэтому чисто военная и человеческая стороны фильма вылились в искажение облика бойцов и командиров, воеваших в советские годы не только в Афганистане, но и в самых различных точках планеты. Этим бойцам общество еще не поставило памятников. А жаль.

Обратимся к характерным эпизодам фильма.
В образе солдат-новобранцев авторы фильма, по-видимому, пытались показать типичную советскую молодежь тех лет. Именно в те годы в кругу моих друзей и знакомых было много русских ребят. Мой сын учился в русской школе в Москве. Такого скопища мерзких характеров и безыдейных болванов, как показано в "Девятой роте", я в Советской России среди молодежи не встречал. Фильм изобилует агрессивным поведением, жестокими драками из-за пустяков, взаимными обидами и шуточками на уровне кретинов. В разговорах о бабах - такие, конечно, в армии ведутся - только пошлости. Под стать такому поведению и поочередное "пользование" девушкой всем отделением (тут и водка, и анаша). Спросите бойцов ВДВ тех лет, каким был их моральный и физический облик? Я спрашивал. Ответ однозначный: с образами фильма ничего общего. Бойцы ВДВ считали себя элитой Советской армии и старались вести себя соответственно.
Главным воспитателем и учителем новобранцев в фильме становится старший прапорщик, прошедший Афган и поставивший себе цель - обучить ребят тому, что нужно именно в этой войне. Правильная посылка! Однако методы достижения этой цели показаны в фильме не просто однобоко или выборочно, они показаны, на мой взгляд, как антиподготовка. Первая задача, которую поставил себе этот прапорщик-воспитатель, - сломать личность солдата. (Мое подозрение, примером тут служили американские фильмы.) Идеологию своего воспитания он с самого начала определяет так: "Вы никто. Вы не люди, а говно. Буду драть вас три месяца подряд". Он заставляет их сносить унижения и избиения, кричать хором какие-то идиотские фразы на манер американских морских пехотинцев. Целью такого воспитания может быть только одно: бездумное выполнение любого, даже безнравственного приказа. Спросите и об этом бывших воинов советских ВДВ. Их ответ мне: не было такого воспитания!
Вторая задача, которой занимался этот прапорщик-"методист", - непосредственная боевая подготовка. Заметим, между делом, хотя реальная боевая подготовка десантников охватывала широкий круг занятий и упражнений (по продуманной методике!) и реально проводилась в основном офицерами. Ладно, в фильме всего не покажешь, так что содержание боевой подготовки в данном случае определяет прапорщик. По его методике десантники (!) о парашюте представления не имеют и не тренируются даже высадке с самолета или вертолета. Если верить "Девятой роте", то главной целевой установкой обучения являлось развитие у солдат комплекса жестокости. С этой целью командир заставляет своих подчиненных драться между собой до крови и потери сознания, а сам он (по мере необходимости!) зверски избивает своих подчиненных. (Между прочим, такой вопрос: "А кто ответил бы за пожизненное увечье, нанесенное в такой драке?".) Кроме того, прапорщик вводит новое для ВДВ групповое упражнение: одно отделение штурмует высоту, другое ногами, прикладами и кулаками обязано отбить атаку. Опять показывают жестокую и примитивную драку, хотя это весьма сомнительный вклад в боевую дружбу и профессиональную квалификацию десантников. Я знаю, как обучали десантников ННА ГДР. Требования были очень высокими. Там не унижали достоинства личности и тем не менее готовили первоклассных бойцов. Неужели в СА все было иначе?
Под стать методам обучения, показанным в фильме, поведение солдат-десантников в бою. Бойцы прошли якобы жесткую боевую выучку под руководством бывалого воина, а вести себя на местности и в бою не умеют. Мне могут возразить, что фильм художественный, так что он совсем не обязан показывать бой во всех его сугубо военных тонкостях. Я согласен. Но уж если я ставлю в центр внимания батальные сцены, я должен уберечь их хотя бы от явной мишуры. Несколько примеров.
В горах, где за каждым камнем может притаиться враг, бойцы ходят гурьбой во главе с командиром роты. На позиции на виду у врага стоят, как правило, группами, да еще пререкаются с противником. Для чего? Чтобы уж наверняка себя обнаружить? При стрельбе поднимают головы над камнями, иногда поднимаются во весь рост, лица чистые, без камуфляжа. Они ликбез маскировки не проходили? Не видно ни одной искусно оборудованной и хорошо замаскированной позиции. Времени не хватило? А на картежную игру хватило? Боевое охранение высоты - хуже нет. Часовые сидят или стоят где попало. Главное правило гор: у меня хороший сектор обзора, а меня враг не видит. В ходе трехмесячной подготовки забыли обьяснить солдатам такую мелочь? В боевой обстановке постоянный мордобой командиров. Думаю, что в реальной жизни ответом могла бы стать "нечаянная" пуля в спину. В ходе боя хорошо обученные солдаты героически поднимаются во весь рост. Зачем? Чтобы красиво умереть? Душманы тесной кучей бегут в атаку на пулеметы и автоматы. Наши во всю стреляют, а групповая атака продолжается. Десантники не научились метко стрелять? В фильме солдаты пользуются оружием, которого по штатному расписанию у десантников не должно было быть.
Итак, подведем итоги. С одной стороны, благодаря замечательной работе оператора, мы видим реалистичные батальные сцены. С другой стороны, эти сцены изобилуют большим количеством досадных упущений и ошибок. Неужели не было квалифицированных консультантов? Офицеры в показанной зрителю армии фактически отсутствуют. Они где-то там, за кулисами. Короткие эпизоды с участием офицеров вызывают досаду и недоумение. Например, командир 9-й роты появляется на экране откуда-то из небытия, при поиске солдата, ушедшего за спичками. Встретив этого солдата, он первым делом бьет его. Не знаю, зауважал бы я такого командира. Офицер-десантник, проводящий занятия по взрывчатке, - узкогрудый очкарик. Без очков он полуслепой. Как-то не верится, что он может прыгнуть с парашютом, метко стрелять и владеть приемами рукопашного боя. Командир, Герой Советского Союза, которого мы видим на построении, уж очень пожилой. И он командует полком? Это значит, что ему придется прыгать или высаживаться вместе со своей частью в тылу врага. Не помешает преклонный возраст? Капитан, проводящий занятие по Афганистану, правильно и убедительно знакомит солдат с его спецификой. Затем он поясняет, что еще никто в Афганистане не побеждал и заключает занятие, как в насмешку, хоровым выкрикиванием лозунгов об интернациональном долге. Завтра солдат повезут воевать, а офицер-воспитатель делает все, чтобы подавить боевой дух подчиненных. При таких офицерах о победе и мечтать не приходится.
Где-то в конце страшного боя уцелевший солдат кричит: "Кто-нибудь из офицеров остался?". Молчание... А у зрителя возникает вопрос, а были ли они вообще?
В целом "Девятая рота" произвела на меня тягостное впечатление. И не потому, что кино ярко и впечатляюще показывает ужасы и трагедии войны. Более страшное впечатление произвел на меня моральный облик советских воинов - командиров и подчиненных. У авторов фильма свое отношение к афганской войне. Это их право.
Для меня фильм оставил открытым один очень важный вопрос: "За что воевала армия?". Каким было ее, пусть усредненное, морально-политическое состояние? Солдаты верили в правоту своего дела? Что их заставляло переносить тяготы и ужасы этой войны? Если в ходе войны в СА появилось ощущение неправоты, то и это, конечно, надо было бы показать.
Мое впечатление: нам показали людей, готовых воевать где угодно и за что угодно. Если я прав, то грош цена всем потугам изображать героику советских солдат в той войне. Наемники иногда тоже воюют неплохо.
Карл ХАРМС полковник Национальной народной армии ГДР в отставке Берлин

             Источник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий