вторник, 13 марта 2012 г.

10 удивительных музыкальных инструментов

Стеклянная гармоника, эолова арфа, колесная лира, лазерная арфа и другие необычные звучащие предметы
«Обычные» музыкальные инструменты — это, например, фортепиано, скрипка и гитара: обыденные и общеизвестные. Однако достоверно известно по крайней мере относительно предшественников рояля и скрипки — клавичембало и виолы, что в момент появления их восприняли как диковины, достойные кунсткамеры. А в 1920-е музыкальными инструментами стали двуручная пила, заводской гудок и печатная машинка, и в то время никто их не воспринимал как «необычные» — всего лишь как предмет обихода в функции музыкального инструмента: музыкой тогда считали звуки города, машин и механизмов. В 1980-е музыковеды спорили, является ли MIDI-контроллер (электронный инструмент, управляющий другими инструментами по протоколу MIDI) собственно музыкальным инструментом. Решили так: является «особым видом» музыкального инструмента, но лишь если он управляет инструментами, которые являются непосредственными источниками звука.
Представления о «необычности» музыкальных инструментов изменчивы и вряд ли поддаются однозначной классификации, но есть четыре признака, которыми (порознь и в комбинациях) она определяется. Прежде всего историчность, особенно если инструмент сначала был забыт, а потом «воскрешен». Затем уникальность: необычен инструмент, который существует, например, в единственном (желательно авторском) экземпляре. Третий признак — необычность или изящество конструкторского решения; несколько особняком в этой группе стоят «инструменты-кентавры», составленные из частей разных инструментов. И наконец, несомненный признак необычности — уникальность дизайнерского решения. Исходя из этих критериев, Forbes выбрал 10 необычных музыкальных инструментов, которыми может сегодня обзавестись любой желающий.







фото Fotobank / Getty Images

Диджериду и литуус

Цена: диджериду — $50-300, литуус — единичные экземпляры, в продаже нет
Послушать
Родственник и, скорее всего, общий предок альпенгорна, дудука и им подобных деревянных труб — диджериду с полуострова Арнхемленд в Австралии. Делался этот инструмент из полой ветки дерева, выеденной изнутри термитами. Любопытно, что исполнители на диджериду изобрели технику непрерывного (так называемого «цепного») дыхания, которую в наши дни небезуспешно используют в музыкотерапии: есть исследования, показывающие, что дудение на диджериду помогает вылечить храп и апноэ (остановки дыхания) во время сна.
К «наследникам» диджериду можно отнести и литуус — длинную (2,5 м) деревянную трубу с мундштуком из рога и расширением-колоколом. Она известна со времен Древнего Рима (считается, что изначально литуусом называли специальный посох для гаданий по полетам птиц). Возрождением литууса мы обязаны специалистам из университета Эдинбурга, которые в 2009 году с помощью компьютерных технологий воссоздали два экземпляра по заказу музыкальной академии Швейцарии Schola Cantorum Basiliensis — для исполнения кантаты Иоганна Себастьяна Баха BWV 118 «О, Иисус Христос, свет моей жизни» (1738), в которой автор предусмотрел партию литууса.





фото Diomedia /

Глюкофон

Цена: ханг — от $1500, глюкофон (хапи) — $600
Послушать
Глюкофон, который в Европе его называют hapi drum, — округлый (диаметром около 25 см) инструмент, чем-то внешне смахивающий на летающую тарелку. В его нижней части — отверстие, а в верхней прорезаны пять-восемь «язычков». Инструмент лежит на коленях музыканта, по «язычкам» ударяют пальцами, ладонью или используют палочки с мягкими головками. Звучание глюкофона несколько напоминает звучание тибетской чаши или колокольчиков, использующихся в буддийских медитациях.
На самом деле глюкофон — упрощенный вариант созданного в 2000 году Феликсом Ронером и Сабиной Шерер ханга (hang drum). Ханг состоит из двух соединенных друг с другом сплюснутых полушарий: верхнего мелодического «динг» и резонатора «гу». Сторона «динг» имеет восемь областей с заданными тонами звучания, сторона «гу» — резонансное отверстие. В 2009-м изобретатели представили не расчлененный на полушария «интегральный» ханг, получивший во всем мире название «хапи», а в России — «глюкофон».





фото Foto SA / Corbis

Хёрди-гёрди (вьель, колесная лира)

Цена: $1400-4000
Послушать
Колесная лира имеет корпус от лютни или виолы, на который натянуты два набора струн (4-5 мелодических и еще три-четыре для «гудения»). Звук возникает от трения струн о вращающееся колесо-смычок. На корпусе инструмента располагается с десяток клавиш-рычагов, нажатие которых укорачивает звучащую часть мелодических струн. По легенде, придумали колесную лиру в Европе странствующие монахи. Довольно долго колесная лира, которая во Франции и Нормандии называлась вьель, была довольно большим инструментом — длиной до полутора метров. Музицировали на ней вдвоем: один крутил рукоятку колеса, другой нажимал на клавиши, играя мелодию. К XV веку инструмент стал компактным и уместился на коленях одного человека. Любопытно, что к XVIII веку сложилось занятное разделение: в Восточной Европе это был народный инструмент (чаще всего бродячих музыкантов), а, например, во Франции умение играть на вьеле считалось признаком хорошего тона среди аристократии.





фото Fotobank / Getty Images

Эолова арфа

Цена: небольшая эолова арфа на подоконник — $500-600
Послушать
Строго говоря, это не арфа, а цитра: у арфы струны перпендикулярны коробу, у цитры — параллельны. Один из самых древних музыкальных инструментов: натянутые струны издают звук под воздействием ветра, а древние греки добавили к струнам резонатор для усиления звука. Возродили это древнее устройство в XVII веке независимо друг от друга Джамбаттиста дела Порта и Афанасий Кирхер (больше известный опытами расшифровки египетских иероглифов). В наши дни инструмент существует как в «монументальном», так и в «портативном» вариантах. Резонатор со струнами был использован в конструкции знаменитой беседки «Эолова арфа» в Пятигорске, где на постаменте в центре ротонды был установлен звучащий короб эоловой арфы. В 1967 году скульпторы Лусия Эймс и Аристид Деметриос соорудили на юге Сан-Франциско эолову арфу высотой 27 метров.
К разновидности эоловой арфы относятся также инструменты, в которых ветер создает звучание не в струнах, а в столбе воздуха (иногда их называют «эолова флейта»). Вот, например, Питер Ричардс и Джордж Гонсалес в 1986 году на Сан-Франциско-Бэй соорудили уникальную площадку для «концертов ветра». Спустя двадцать лет эту же идею реализовал архитектор Никола Башич, построивший в Задаре «Морской орган» — спускающуюся к морю лестницу непростой конструкции. Ветер попадает в вертикальные отверстия в торцах плит, затем в резонаторные полости и звучит через отверстия в верхней части плит, каждая из которых настроена на свой тон.





фото Foto SA / Corbis

Тромбот

Цена: единичные экземпляры, в продаже нет
Послушать
Гибрид тромбона и фагота (англ. tromboon — от trombone + bassoon). К «телу» тромбона вместо традиционного мундштука приделан бокал (он же «крюк») — отводная трубка с язычком от фагота. Придумал его американский композитор Питер Шинкеле специально для проекта-мистификации «P.D.Q.Bach», в котором звучат сочинения якобы неизвестного доселе сына И. С. Баха. Звук инструмента, по словам изобретателя, «как у пьяного носорога», и автор не советует к нему относиться всерьез. Интересно, что идея Шинкеле в какой-то степени исторически достоверна: в XVII–XVIII столетиях на волне экспериментов в области изобретательства и усовершенствований музыкальных инструментов (которым отдал должное и Бах) делались попытки «скрестить» прародителей тромбона и фагота — сакбут и куртал.





Сакулейта

Цена: целиком — $1600, только насадка на флейту — $500
Послушать
Сакулейта получилась, когда в 2002 году Монти Левинсон к «телу» европейской оркестровой флейты с современным клапанным механизмом приделал верхний конец с клином от японской бамбуковой флейты сякухати.
За этим изобретением на самом деле довольно интересная история. Японская народная музыка (а сякухати — это этнический музыкальный инструмент) вторглась в пространство музыки европейской еще в начале XX века. С наступлением эры new age в конце 1950-х, резко усилился интерес к восточной и, шире, любой неевропейской культуре. Появляется стиль «этно», на концертные площадки попадают как подлинные народные, так и сделанные по их образу и подобию инструменты. Одним из пионеров этого направления можно считать Билла Shugar Belly Уокера — джазмена с Ямайки, в конце 1950-х игравшего на «бамбуковом саксофоне». В конце 1960-х флейта сякухати звучит в Нью-Йорке в сопровождении филармонического оркестра, в конце 1980-х в Европе и Америке проходят фестивали японской этнической музыки, после которых появляются компании — производители этнических инструментов, а в 1990-х в лучших джазовых традициях начинаются эксперименты по сращиванию этнических и оркестровых инструментов.





фото Foto SA / Corbis

Стеклянная гармоника

Цена: $6000–19 000
Послушать
Лондон, середина XVIII века. Британская столица, от пабов до аристократических гостиных, охвачена «ирландским развлечением» — извлечением музыки из наполненных водой в разной степени винных бокалов или стаканов путем скольжения пальцами по их краям. Менее чем за год эта забава оказалась в Париже, где ее назвали «верильонаж» (verillion — набор стаканов, «музыкально» наполненных водой).
Бенджамин Франклин, посол Америки в Лондоне и известный изобретатель, многократно был свидетелем этой популярной забавы и в 1761 году усовершенствовал сей музыкальный инструмент, собрав на одной оси 48 стеклянных полусфер разного диаметра. Частично погруженные в воду, они вращаются на единой оси от ножного привода; звук возникает от прикосновения пальцами к полусферам. Следующие 40 лет инструмент имел большую популярность в Европе, пока внезапно его не обвинили в причинении супружеских ссор, судорог у котов и собак и нервных расстройств. Дело дошло до прямых запретов, и на следующие полтора столетия стеклянная гармоника была позабыта, пока Бруно Хоффман в 1920-х годах не выпустил несколько пластинок с записями собственных переложений джазовых и классических мелодий для нее.





фото Fotobank / Getty Images

Серпент

Цена: $600–1200
Послушать
Изобрел его в 1590 году Эдме Гийом (Edme Guillaum), каноник из Осера, что во Франции. Серпент (змеевик) — духовой инструмент из дерева, покрытого кожей, длиной около 2,5 м, с глубоким костяным мундштуком-чашечкой и шестью отверстиями в корпусе. Серпент использовался в храмах, не имевших органа, поддерживая хоровое пение. Звук серпента низкий и сильный; как говорили, дыхания подростка достаточно для хора из двух десятков монахов. В XVII веке серпент перекочевал в придворные и военные оркестры (поздние модели, кроме отверстий, приобрели клапаны, как и медные духовые в современном оркестре); он считается прародителем офиклеида, геликона и современной оркестровой тубы. Сейчас интерес к серпенту  возрождается, он звучит не только на концертах старинной музыки (например, в исполнении Лондонского трио серпентистов), но и в сочинениях современных композиторов: например, театральная музыка Джутит Вейр, сочинения Джерри Голдсмита для кино или концерт для серпента с оркестром Саймона Проктора.





фото flickr.com /

Субконтрабас-саксофон

Цена: под заказ, цены запрашиваются
Послушать
Любое семейство родственных инструментов имеет в своем составе самый низкий из обычно используемых, и именуется он «басом» — как в хоре. Есть бас-тромбон, бас-кларнет, бас-балалайка и т. д. Инструмент, звучащий октавой ниже басового, именуется «контрабас», еще на октаву ниже — «субконтрабас». Есть субконтрабас-балалайка, субконтрабас-флейта (15 кг весом и 5,5 м длиной, с двумя изгибами; звучит на три октавы ниже обычной флейты), а есть струнный субконтрабас — разновидность бас-гитары.
А вот — субконтрабас-саксофон, изобретенный в начале 1920-х. В 1999 году фирма Benedikt Eppelsheim выпустила современную версию субконтрасакса. Показанный на франкфуртской выставке Musikmesse-2007 инструмент вызвал восторги звукоинженеров и звукорежиссеров: мощный матовый звук, без «контрфаготных скрипов», самая нижняя нота — аж на полтона ниже, чем у рояля (26 Гц). По отзывам очевидцев, когда вступал субконтрабас-саксофон, от низов «реально начала вибрировать одежда».





фото Fotobank / Getty Images

Лазерная арфа

Цена: $1100–1700
Послушать
Это даже не инструмент как таковой, это контроллер — то есть инструмент, управляющий звуками других инструментов: синтезаторов и сэмплеров. Принцип игры прост: чтобы раздался звук, лазерный луч перекрывается рукой (примерно так же, как звук на арфе возникает от щипка пальцев). Существуют концертные и «кабинетные» модификации этого эффектного инструмента. Изобрел лазерную арфу в 1976 году Джефри Роуз, запатентована она в 1981 году Бернардом Зайнером. Надо сказать, что в основу действия лазерной арфы была положена «вывернутая наизнанку» идея того, как звук управляет светом, известная с Сlavecin Oculare французского иезуита Луи-Бертрана Кастеля (1725). В этом же ряду — знаменитый «пирофон» Фредерика Кастнера (1873, фактически «поющая газовая лампа»), цветовой орган Александра Ремингтона (1897, дирижер сэр Генри Вуд хотел его приспособить для исполнения строки Luce в «Прометее» А. Скрябина), «гармоникофон» Мануэля Комулады (1922), построенный на основе резонатора Гельмгольца. Известнейший популяризатор лазерной арфы — Жан-Мишель Жарр, который включил ее в свое шоу в Китае в 1981 году, а затем использовал для записи студийного альбома 1986 года «Rendez-vous» (впервые он «вживую» прозвучал на шоу в Хьюстоне в честь 25-летия NASA).

             Источник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий